
Администрация города Тюмени. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ




Предприятия, работавшие на территории города Тюмени в годы ВОВ и выпускавшие продукцию для нужд фронта
- ЗАВОДЫ, НАХОДИВШИЕСЯ В ГОРОДЕ ТЮМЕНИ, ВЫПУСКАВШИЕ ПРОДУКЦИЮ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. (doc, 98,5 Кб)
Информация составлена на основе материалов книги И. Ермакова «Тюмень тыловая».
Завод № 639 IV Главного управления Наркомата судостроительной промышленности СССР
Тюменская судоверфь – одно из старейших судостроительных предприятий Западной Сибири – была построена в 1931 году на базе филиала Балтийского завода.
В конце 1930-х гг. тюменские судостроители начали выполнять заказы для Военно-Морского Флота. Нападение Германии на СССР стало началом суровых испытаний для тюменских судостроителей. С первых дней войны сотрудники предприятия приступили к работе над срочными заказами для нужд армии и флота. В октябре 1941 г. перед тюменцами была поставлена задача изготовления полупонтонов с верхним металлическим покрытием, корпусов мин, а также боеголовок для реактивных снарядов. Тюменские судостроители также должны были осуществлять выпуск торпедных катеров.
Осенью 1941 года в Тюмень было эвакуировано множество заводов судостроительной промышленности из Москвы, Ленинграда, различных областей Украины и целого ряда других городов. Все эти предприятия были объединены на базе Тюменской судоверфи. 31 декабря 1941 г. объединению было присвоено наименование «Тюменский завод № 639 Народного Комиссариата Судостроительной Промышленности» К этому времени на заводе работало всего 977 человек, что составляло около 46% от штатного состава. К 1945 г. количество работников выросло почти в 2,5 раза, и составило 2400 человек.
К концу 1941 г. работники построили первые 16 торпедных катеров, которые первоначально предполагалось испытывать на реке Туре. Однако от этого варианта пришлось отказаться, т. к. весь Туринский фарватер был усеян топляком. Катера погрузили на железнодорожные платформы и отправили в район Перми, на реку Каму. Там проводились ходовые испытания, а после их завершения катера отправлялись на фронт.
Всего за время войны тюменские корабелы построили 165 торпедных катеров. 341 работник Тюменского судостроительного завода и 32 сотрудника Байкальской сборочной верфи, прикомандированных к заводу, были удостоены медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». За заслуги в обеспечении Советской Армии и Военно-Морского Флота 4 мая 1985 г. Тюменский судостроительный завод был награжден орденом Отечественной войны I степени.
После войны предприятие перешло на выпуск мирной продукции и продолжало осуществлять свою деятельность. С 1949 г. оно было переименовано в «Завод п/я № 45», а с 1963 г. получило свое нынешнее наименование – «Тюменский судостроительный завод».
Тюменский станкостроительный завод «Механик»
Главного управления «Главстройдревмашина»
Наркомата минометного вооружения СССР
C началом Великой Отечественной войны коллектив предприятия перешел на выпуск военной продукции – минометов и мин, а также корпусов для гаубичных снарядов. Уже в октябре 1941 года было выпущено 4500 корпусов мин и 3000 корпусов артиллерийских снарядов.
В ноябре 1941 г. завод, имевший значительные литейные мощности, вошел в состав Наркомата минометного вооружения, образованного для руководства заводами по производству минометной продукции. К этому времени на заводе широко развернулось соревнование под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!». Появились первые «фронтовые» бригады. С каждым днем их становилось все больше и больше. Произведенная продукция поступала на снаряжательный завод в г. Нижний Тагил, а оттуда отправлялась на фронт.
В 1942 г. завод не смог выполнить план по производству вооружения из-за отсутствия достаточного количества электроэнергии и квалифицированных специалистов. Однако впоследствии ситуация начала исправляться. Трудовой героизм стал массовым явлением. Ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки. Расширялось движение многостаночников, двухсотников и ударников производства. К началу 1944 г. на заводе работало 1580 человек, из которых абсолютное большинство составляли женщины.
В год Великого перелома на фронтах Великой Отечественной войны потребность в минометах была полностью удовлетворена, и завод полностью перешел на выпуск мин. Вследствие этого предприятие существенно увеличило объемы их производства. С середины 1943 года завод стал специализироваться на выпуске химических мин, применяемых при постановке дымовых завес.
В 1944 г. предприятие получило задание особой важности. Оно должно было произвести и поставить два фуговочных станка в Лабораторию № 2 АН СССР, на базе которой впоследствии был организован Институт атомной энергии Академии наук СССР. Таким образом, тюменские станкостроители в годы войны внесли свой посильный вклад и в создание крупнейшего научного центра, сыгравшего в дальнейшем, огромную роль в жизни страны.
Продукция завода направлялась в войска и после 1945 года. Она шла на склады боеприпасов войск Дальнего Востока. Последний залп тюменских мин был произведен в день безоговорочной капитуляции Японии.
Предприятие, перейдя в послевоенное время на выпуск мирной продукции, продолжает существовать вплоть до сегодняшнего дня. Изменилось лишь наименование предприятия. 20 мая 1966 г. тюменский завод «Механик» был переименован в «Тюменский станкостроительный завод».
Завод № 766 Второго Главного управления
Наркомата минометного вооружения СССР
В годы войны производство мин в Тюмени, было развернуто не только на заводе «Механик», но и на других заводах, эвакуированных в Тюмень.
Одним из таких предприятий был завод имени 10-летия Октября. К моменту начала войны он находился в Одессе, и вскоре был осаждён немецко-румынскими войсками. Когда поступил приказ о вывозе оборудования, свободным оставался только морской путь. Эвакуация из Одессы проходила тремя этапами с 12 по 23 августа 1941 года. В тяжелейших условиях отступления, под непрекращающимися налетами и бомбежками, удалось вывезти мобилизационный запас завода: 10 тонн железа, 15 тыс. корпусов мин и 500 электромоторов. С 17 сентября по 3 октября 1941 г. в Тюмень прибыло 24 вагона с оборудованием одесского завода. В город приехало также 50 человек рабочих и инженеров предприятия, а с семьями – около 200 человек.
Прибывшему заводу присвоили номер 766 и ввели в состав 2-го Главного управления Наркомата минометного вооружения. Он расположился на площадке завода «Механик». Поскольку на заводе «Механик» уже производилась продукция аналогичная той, которую должно было выпускать предприятие, специалисты завода № 766 ознакомились с эскизами и быстро переняли технологию производства минометов и мин.
К концу 1941 г. число работников завода оставалось небольшим. К примеру, производством минометов занималось 34 человека, которые работали на 27 станках. На предприятии, в отличие от большинства заводов, выпускавших военную продукцию, первоначально не было военного представителя, который мог бы давать консультации по производству и осуществлять прием продукции. Кроме того, на выполнение плана постоянно влиял дефицит электроэнергии, но, тем не менее, выпуск продукции продолжался.
С января по август 1942 г. предприятием было выпущено 70 минометов и более 50 тыс. мин различных калибров. Коллектив завода самоотверженно трудился, выполняя и перевыполняя свои задания. В 1943 г. он по праву занимал 3-е место среди заводов наркомата. Выпуск мин здесь продолжался вплоть до мая 1945 года.
В 1946 г. заводы № 766 и 769 объединились. Так возник Тюменский завод строительных машин, являющийся достойным преемником боевых и трудовых традиций этих предприятий.
Завод № 769 Второго Главного управления
Наркомата минометного вооружения СССР
Боеприпасы для фронта производил и еще один завод Тюмени - № 769. Это предприятие эвакуировалось в Тюмень из г. Димитрова Московской области и до войны выпускало экскаваторы. После прибытия в город осенью 1941 г. завод, на котором работало 508 человек, перешел в ведение Наркомата минометного вооружения.
10 сентября 1941 г. предприятию было поручено изготовление стальных головок реактивных снарядов. Из Тюмени они отправлялись в Москву на завод «Компрессор», где под руководством выдающегося конструктора В. П. Бармина выпускались знаменитые «Катюши». Летом 1942 г. завод начал выпуск мин. Эта продукция и стала основной для всех цехов предприятия. В 1944 г., когда вся территория СССР была освобождена от врага, завод перешел на выпуск мирной продукции – экскаваторов и канавокопателей.
В 1946 г. заводы № 766 и 769 объединились. Так возник Тюменский завод строительных машин, являющийся достойным преемником боевых и трудовых традиций этих предприятий.
Тюменский мотоциклетный завод
Главного управления мотоциклов и велосипедов
Наркомата среднего машиностроения СССР
Постановлением Совета по эвакуации от 10 октября 1941 г. на территории Тюменского пивоваренного завода было решено разместить Таганрогский мотоциклетный завод, часть оборудования Московского завода мотоциклетных моторов и Серпуховского мотоциклетного завода.
25 ноября 1941 г. таганрогцы прибыли в Тюмень. К этому времени 170 вагонов с оборудованием завода находилось еще в пути. Обеспеченность рабочей силой предприятия в этот период составляла всего 15%. Предстояло осуществить большую и сложную работу по скорейшему пуску в строй цехов предприятия. На завод была возложена задача производства для Красной Армии мотоциклов. Количество выпускаемой продукции постоянно росло. Если в 1942 г. предприятие произвело 187 мотоциклов, то в течение 1943 г. на фронт было отправлено 427 мотоциклов и большое количество комплектов запасных частей. Развернулось и ширилось движение фронтовых бригад. Особую известность в Тюмени получила бригада Николая Величко, занесенная в книгу Почета городской комсомольской организации.
Мотоциклетчики оставались в Тюмени не долго. В начале весны 1944 г. завод перевели в г. Горький (ныне Нижний Новгород). Производственные мощности предприятия стали основой одного из цехов завода «Красная Этна».
Завод № 241 Наркомата авиационной
промышленности СССР
Осенью 1941 года в Тюмень прибыли эшелоны с оборудованием завода № 241 и ОКБ № 31 Тушинского завода авиационной промышленности. Все они были объединены в завод № 241. Главной продукцией этого предприятия стали десантные планеры А-7 конструкции О. К. Антонова.
Завод расположился сразу в нескольких городских зданиях: в корпусах молочного и мясного рынка, здании педагогического техникума, а также в гараже горисполкома, на складе аптекоуправления и целом ряде других городских сооружений. Пуск завода был назначен на конец декабря 1941 года. В это время предприятию катастрофически не хватало рабочих. В начале 1942 г. обеспеченность ими составляла всего 11,5 %. Но, несмотря на это, 5 декабря 1941 г. был пущен в строй инструментальный цех, а днем позже – механосборочный. К 1 января 1942 г. на заводе действовало 86 станков, на которых работало 185 сотрудников предприятия. Строительство десантных машин первоначально шло на территории крытого рынка (ныне Центральная площадь города). Полигон для испытаний находился в районе города Заводоуковска.
Конструкторы О. Антонов и А. Эскин разработали в Тюмени особый проект гибрида танка и десантного планера, впоследствии получивший наименование «Крылатый танк». Однако испытания этого танка, проходившие в сентябре 1942 г., закончились неудачно, так как у буксировавшего его самолета не хватало мощности двигателя. Завод вновь сосредоточил свои усилия на выпуске десантных планеров. За время пребывания предприятия в Тюмени, им было выпущено более 600 таких планеров.
Труженики завода были отмечены государственными наградами, а главный конструктор Олег Константинович Антонов за создание в Тюмени планеров был награжден орденом Отечественной войны I степени и целым рядом медалей.
Предприятие работало в Тюмени до 1944 г., а затем было переведено в Саратов и Рязань.
Тюменский фанерный комбинат № 15
Главного управления фанерной промышленности
Наркомата лесной промышленности СССР
С первых дней Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. работники Тюменского фанерного комбината стали выполнять заказы для фронта. Цеха предприятия были переоборудованы под производство дельта-древесины, авиафанеры и других видов продукции, крайне необходимой для предприятий авиационной промышленности. Авиафанера направлялась в отдел аэродромного строительства ВВС Приволжского военного округа и в действующую армию. Однако завод выпускал не только сырье для авиационной промышленности, но также и корпуса фугасных мин, лыжные установки для артиллерийских систем и другую продукцию. Сырьевой базой предприятия стали лесные массивы берега реки Туры, а также леса, прилегающие к железным дорогам.
При достаточном количестве сырья, острой оставалась проблема рабочей силы. Осенью 1941 г. общая численность сотрудников предприятия составляла около 1600 человек. В трудные дни на помощь взрослым пришли школьники. 28 октября 1942 г. ученики школы № 23 г. Тюмени Борис Ильинский, Юра Мотовилов и другие обратились с призывом к своим сверстникам. Они писали: «Ребята! Наши отцы и братья героически сражаются на фронте, бьют фашистов. Мы, учащиеся школы № 23, организовали бригаду и решили в свободное время работать на заводе (т. е. комбинате). Мы работаем для фронта». Вскоре в этой бригаде стало работать 42 человека. Вся школа потянулась на фанерный комбинат. 5 пионеров выполняли дневную норму взрослого рабочего.
Вместе с рабочими комбината трудились военнопленные немцы, венгры, румыны, итальянцы, содержавшиеся в лагере НКВД СССР. Так, в ноябре 1943 г. на фанеркомбинате работало 578 пленных. В то же время, по приказу начальника Сибирского военного округа сюда было направлено 500 солдат, выписанных из госпиталей.
В качестве военного представителя, который должен был осуществлять контроль за качеством выпускаемой продукции, в Тюмень был направлен заместитель наркома лесной промышленности Е. С. Ботвинник. 28 сентября 1943 г. он стал директором комбината.
На завершающем этапе войны работники Тюменского фанерного комбината стали выполнять и мирные заказы. Так, для судостроительного завода «Красный моряк» из города Ростов-на-Дону было изготовлено 6 кубометров древесины для восстановительных работ. Вскоре работники предприятия вместе со всеми жителями страны встретили весть о долгожданной Победе.
В настоящее время предприятие продолжает работать в Тюмени. Однако с декабря 1962 г. из названия завода исчез номер, и предприятие стало называться «Тюменский фанерный комбинат».
Химико-фармацевтический завод № 39
Главного управления химико-фармацевтической
промышленности Наркомата здравоохранения СССР
В октябре 1941 года было принято решение эвакуировать в город Тюмень Московский химико-фармацевтический завод им. Л. Я. Карпова. Первоначально предприятие предполагалось разместить на базе Тюменского пивоваренного завода, но оказалось, что эту площадь уже занял коллектив Таганрогского мотоциклетного завода. В связи с этим, было принято решение разместить химфармзавод в помещении Тюменской мебельной фабрики «Победа».
16 ноября 1941 г. специальным эшелоном в Тюмень прибыло оборудование и часть коллектива завода, более 250 человек. Москвичи столкнулись в Тюмени с серьезными трудностями: не было ни силового хозяйства, ни водопровода, ни канализации, отсутствовали благоустроенные подъездные пути к предприятию. Осуществлять пуск производственных мощностей приходилось в крайне тяжелых условиях. В тридцатиградусный мороз рабочие рыли котлованы под фундамент, прокладывали линии водопровода и канализации.
Коллектив завода начал выпуск медикаментов с первых дней пребывания в Тюмени. Их изготавливали в чугунных эмалированных кристаллизаторах, вмазанных в кирпичные печи на дровяных топках. Уже к 1 февраля 1942 г. предполагалось изготовить сублимированный йод, соли кофеина, хлористый натрий, а позднее и другие препараты. В первые месяцы 1942 г. продукция тюменцев была направлена на заводы Челябинска, Воронежа, Казани, Хабаровска, Москвы, а также на фабрику эндокринных препаратов в Новосибирск. Труд химиков и фармакологов был настолько важен, что правительство приравняло заводы медицинской промышленности к предприятиям оборонного значения.
С июня 1942 г. завод возглавил опытный организатор и хороший хозяйственник Я. И. Старожицкий. Под его руководством был достигнут ряд успехов. Оценивая положение, сложившееся в то время, генерал-полковник медицинской службы Е. И. Смирнов писал: «Во втором квартале 1942 г. дело с производством медицинского имущества стало резко исправляться. Так, в Тюмени стали выпускать йод и хлорид натрия». В то же время, рабочие предприятия оказали серьезную помощь энергетикам города. В конце 1943 г. сотрудники Тюменской ТЭЦ столкнулись с непредвиденными трудностями. В трубах всех пяти котлов электростанции отложился очень большой слой накипи. Его невозможно было удалить механическим путем. По просьбе директора ТЭЦ химики завода подвергли котлы особой очистке – «кислотной парке». За трое суток котлы электростанции были полностью очищены от накипи и пущены в эксплуатацию. Это спасло все предприятия Тюмени, работающие на нужды фронта, от простоя, так как ТЭЦ в то время была единственным поставщиком электроэнергии в городе.
На протяжении всей Великой Отечественной войны коллектив завода работал образцово и успешно справлялся со всеми заданиями по выпуску медикаментов, столь необходимых на фронте.
В 1948 году Министерство здравоохранения СССР окончательно приняло решение, что завод № 39 остаётся в Тюмени. В это же время он был переименован в «Тюменский химико-фармацевтический завод». В связи с данным решением, была пересмотрена номенклатура продукции, выпускавшейся заводом. Предприятие перестало производить некоторые препараты, более подходящие к специализации других заводов, однако, в значительной степени, ему были увеличены задания по выработке медицинских неорганических солей и ртутных препаратов. Тюменский химико-фармацевтический завод продолжает осуществлять свою деятельность в Тюмени и по сей день.
Тюменский аккумуляторный завод
Главного управления смежных производств
автотракторной промышленности Наркомата
среднего машиностроения СССР
Среди эвакуированных в Тюмень предприятий был и Подольский аккумуляторный завод. 16 октября 1941 г. коллектив этого завода вместе с оборудованием отправился в Тюмень, и вскоре все 114 вагонов с грузом и людьми благополучно прибыли в город.
С января 1942 года завод начал выпуск различных модификаций аккумуляторов. Выполнять заказы приходилось в суровых условиях сибирской зимы. Коллектив предприятия возглавлял опытный руководитель, пользовавшийся большим авторитетом на заводе – орденоносец М. В. Рогачев. Ежегодное количество выпускаемой заводом продукции постоянно возрастало. Так, если в 1942 году предприятием было выпущено 110 тыс. аккумуляторов, то к 1944 г. их число возросло до 133 тысяч.
Рабочие предприятия стремились не только выполнять, но и перевыполнять планы. К 1 декабря 1944 г. на заводе насчитывалось 386 человек, из которых 73 были стахановцами. Если в первой половине 1944 г. число людей, охваченных соревнованием, на заводе составляло 203 человека, то за аналогичный период 1945 г. их количество возросло до 305 человек. В 1945 г. завод пять раз занимал третье место в соревновании предприятий своего наркомата.
Таким образом, рабочие Тюменского аккумуляторного завода внесли существенный вклад в победу над германским фашизмом. В послевоенное время завод остался на территории города и продолжает существовать вплоть до сегодняшнего дня.
Завод № 5 «Цепи Галля» Главного
управления промышленности металлоизделий
Наркомата местной промышленности РСФСР
В связи с военными действиями на территории Украины, в Сибирь был эвакуирован киевский завод № 5 «Цепи Галля». 15 октября 1941 г., по решению Омского облисполкома, в течение 25 дней необходимо было осуществить установку и монтаж оборудования предприятия в помещении промышленной артели «Авангард».
2 декабря 1941 г. в цехах завода приступили к изготовлению пистолетов-пулеметов ППШ, опытный образец которых был изготовлен уже к 20 декабря. Коллектив предприятия включился в выполнение заказов для фронта. С 11 ноября 1942 г. все цеха предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Каждый цех специализировался на определенном виде продукции. Так, цех № 2 выпускал значки различия, столовые и чайные ложки, цеха № 3 и 4 – лыжи для фронта, цепи для комбайнов и т. д. Рабочие завода активно участвовали в социалистическом соревновании, большое развитие на предприятии получило движение фронтовых бригад.
После Победы завод возвратился на Украину, оставив о себе в Тюмени добрую память.
Тюменский завод автотракторного электрооборудования
Главного управления смежных производств
автотракторной промышленности «Главсмежпром»
Наркомата среднего машиностроения СССР
Во время ожесточенных боев под Москвой появилось постановление Совета по эвакуации. В нем говорилось: «Директору московского завода АТЭ-2 т. Крупчатникову эвакуировать оборудование, материалы, рабочих, ИТР и членов их семей в город Тюмень и разместить на площади артели «Рекорд».
С 15 декабря 1941 года предполагалось на новом месте начать выпуск продукции. Кроме филиала московского завода АТЭ-2 в состав тюменского завода вошли Калужский завод мотоэлектрооборудования и два завода из Ленинграда – электротехнический и карбюраторный. Все они выпускали родственную продукцию – электроаппаратуру для автомобилей, танков, тракторов, самолетов и мотоциклов.
1 июня 1942 г. на заводе работало 240 человек. Руководил предприятием Алексей Николаевич Кузьмин. Производство осуществлялось в восьми основных и четырех вспомогательных цехах. К июню 1942 г. завод выпустил более 7700 штук наименований различного электрооборудования. Значительную помощь оказывали работники завода населению освобожденных от оккупации районов. Для восстановления предприятий черной металлургии Донбасса они направили на Украину конденсаторы и другую электроаппаратуру.
В 1944 г. завод разместился на месте переехавшего в г. Горький мотоциклетного производства. Расширение площадей предприятия привело к увеличению выпуска продукции. В 1945 г. завод успешно выполнил плановые задания и включился в выполнение программы возрождения экономики и ликвидации последствий войны.
В послевоенное время предприятие, перейдя на выпуск мирной продукции, осталось в Тюмени. Тюменский завод автотракторного электрооборудования просуществовал вплоть до середины 2000-х годов.
Тюменский деревообрабатывающий комбинат
«Красный Октябрь» (ДОК) Главного управления
лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности СССР
Деревообрабатывающий комбинат, носивший имя В. И. Ленина, был пущен в эксплуатацию в 1933 году. Его производственные мощности состояли из 5 цехов и слесарно-механической мастерской. Основной продукцией комбината были пароконные и одноконные повозки, телеги, лыжи, сани. Они всегда пользовались большим спросом у тюменцев и жителей окрестных сел и деревень. В военные годы спрос на них особенно возрос. Так, в 1941 г. рабочие завода изготовили 881 пару лыж и 7320 пар лыжных палок. Однако суровая действительность настоятельно требовала наращивания объемов производства. В связи с этим, в феврале 1943 г. на базе ДОКа был организован обозостроительный завод, которому была передана часть цехов и оборудования предприятия. Несмотря на это, Тюменский деревообрабатывающий комбинат не перестал существовать, и продолжал выпуск своей продукции вплоть до Победы.
После войны предприятие продолжило изготовление своей продукции для нужд города. Тюменский деревообрабатывающий комбинат располагается на территории города и в настоящее время.
Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности
Наркомата лесной промышленности СССР
Тюменский обозостроительный завод был организован в феврале 1943 г. на базе ДОКа «Красный Октябрь» с использованием обозостроительного оборудования, переданного от бывшего завода «Коммунар».
Предприятие испытывало большой недостаток в кадрах. Так, если к началу 1943 г. на заводе должно было работать 257 человек, то фактически имелось лишь 126 работников, из которых только 68 человек выполняли функции рабочих. По причине недостатка рабочей силы к производству приходилось привлекать заключенных.
В 1944 г. предприятием было выпущено около 340 пароконных повозок, более 8000 телефонных катушек и почти 5800 пар лыж. Несмотря на это, из-за нехватки рабочей силы, производственный план по ряду показателей не был выполнен. Однако те, кто стоял у станков, трудились по нескольку смен, перевыполняя свои задания. Коллективу завода в это трудное время помогала артель инвалидов «Техник», которой руководил инвалид Великой Отечественной войны И. И. Фаткулин. Продукция предприятия оказала существенную помощь в победе над германским фашизмом.
Тюменский обозостроительный завод существовал в городе вплоть до декабря 1960 г., когда на базе этого предприятия и артели «Техник» был организован Тюменский механический завод.
Завод № 636 (Тюменский завод пластмасс Главного
управления промышленности пластических масс
Наркомата химической промышленности СССР)
«Мы трудились для Победы» - с полным правом так могли сказать о себе работники Тюменского завода пластмасс, выполнявшие заказы для фронта. Завод возник в результате объединения эвакуированных в 1943 году завода № 94 из Москвы и Днепродзержинского пластмассового завода. Новый тюменский завод разместился вблизи от железной дороги, на ул. Первомайской. Он был небольшим по величине, но занимался выпуском важной стратегической продукции – жидкого бакелита различных смол, применявшихся в качестве связующего материала на предприятиях авиационной и танковой промышленности.
Первым директором Завода пластмасс 19 марта 1943 г. стал опытный химик-технолог и квалифицированный инженер Григорий Андреевич Ахалая. Под его руководством коллектив в короткий срок разработал проект цеха смол, способного выпускать лак и жидкий бакелит. Производство на предприятии осуществлялось с использованием опыта Свердловского завода пластмасс. Упорная и напряженная работа сотрудников завода увенчалась успехом. За успешное и досрочное окончание работ по монтажу цеха смол и вспомогательного хозяйства знаком «Отличник соцсоревнования НКХП» было награждено 14 человек. На предприятии также было широко распространено движение фронтовых бригад. Многие бригады рабочих за перевыполнение своих заданий получали звание «гвардейских». Тюменцы, работавшие в годы войны на Заводе пластмасс, своим трудом приближали долгожданную победу.
После окончания Великой Отечественной войны предприятие осталось на территории города. В 1948 г. «Завод № 636» был переименован в «Тюменский завод пластмасс», который продолжает функционировать в Тюмени и по сей день.